Эффективная экономия: реализация энергосервисного контракта на промышленном предприятии

Энергетика и промышленность России, №7

Апрель, 2015
 
С момента принятия федерального закона № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности…» прошло более пяти лет, а объемы перформанс-контрактов в России по‑прежнему не достигли ожидаемых результатов. Редакция «ЭПР» совместно с первопроходцем в этом направлении – энергосервисной компанией «ЭДФ Фениче Рус» попытались разобраться, каковы основные препятствия для развития отрасли.

Энергосервисные контракты давно известны в Европе и США. Существует несколько их разновидностей, но принцип един: использование будущей прибыли от экономии энергии для инвестирования в энергосберегающие мероприятия. Звучит это так просто и так очевидно, что приходится делать усилие, чтобы понять: почему такая форма сервисного договора до сих пор мало востребована в России?

Россия – очень интересный рынок для проектов по энергоэффективности. Здесь большое количество промышленных предприятий, построенных во второй половине ХХ века, которые обладают устаревшим оборудованием энергетического комплекса. Срок службы агрегатов насчитывает тридцать-сорок, а то и более лет. Соответственно, показатели энергоэффективности такого оборудования значительно уступают современным высокотехнологичным образцам. Модернизация энергокомплексов и энергосистем на промышленных предприятиях проводится по «остаточному принципу», так как средства, когда они есть, вкладывают в модернизацию основного производства. Для повышения энергоэффективности чаще всего реализуются простые проекты с коротким сроком окупаемости, такие, которые предприятие может осуществить своими силами. Естественным образом показатели экономии от таких проектов не очень высоки.

Генеральный директор компании «ЭДФ Фениче Рус» Винсент де Рюль комментирует ситуацию так: «Российская Федерация имеет значительный потенциал энергосбережения, сопоставимый с годовыми объемами энергопотребления Франции. На мой взгляд, главное препятствие для развития этой отрасли – в сложности применения на практике возможностей, предоставляемых законом № 261‑ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергоэффективности», а также недостаточное понимание понятия «аутсорсинг» применительно к энергоснабжению, а именно на таком аутсорсинге и построена работа любой энергосервисной компании (ЭСКО). Многие руководители предприятий по‑прежнему считают, что расходы на электроэнергию – некая фиксированная величина, и не осознают, что в условиях устаревшей инфраструктуры можно значительно снизить энергопотребление и, соответственно, расходы».



Комплексный подход к повышению энергоэффективности

В оптимизации энергопотребления сегодня заинтересованы все отрасли промышленности в независимости от того, частное это предприятие или государственное. Чтобы сделать выбор в пользу сотрудничества с ЭСКО на основе перформанс-контракта, руководство предприятия должно действительно обладать дальновидностью и стратегическим мышлением. В соответствии с основной бизнес-моделью «ЭДФ Фениче Рус» полностью финансирует проекты по энергоэффективности, что позволяет промышленным заказчикам инвестировать собственные ресурсы в развитие основного производства.

Ранее рынок работал по принципу простого оказания энергетических услуг, то есть поставки заказчику различных энергоносителей. Сегодня же заказчик ждет не только оказания услуги по предоставлению энергоносителя, но и надеется получить финансовую выгоду за счет качества обслуживания и управления, снижение потребления и затрат, что позволяет ему стать более конкурентоспособным. Суть энергосервисного контракта – в распределении прибыли, в экономии, которая сохранится и после истечения срока действия контрактных обязательств. Экономия справедливо распределяется между заказчиком и поставщиком, у которых, таким образом, появляется стимул работать совместно на повышение качества услуг. Доходы прозрачны, это партнерство, основанное на доверии и совместном качественном управлении энергосистемой.

ЭСКО берет на себя ответственность за все этапы реализации энергосервисного контракта – от энергоаудита и разработки технического решения до строительно-монтажных и пусконаладочных работ и последующего обслуживания. Для достижения экономии важно не только установить энергоэффективное оборудование, но и правильно осуществлять эксплуатацию и техобслуживание. Даже в самых сложных случаях лишь половина полученной экономии связана собственно с оборудованием, а остальное зависит от общей организации функционирования системы. Важно подготовить кадры, обучить их работе на этом оборудовании.

Сейчас в России насчитывается несколько десятков ЭСКО. Необходимо учитывать, что бóльшая часть компаний, которые называют себя ЭСКО, не берутся за универсальные проекты, а выбирают некую специализацию: есть ЭСКО в сфере освещения, отопления; ЭСКО – дочерние компании банков, которые ориентируются на финансирование проектов по энергоэффективности; ЭСКО – дилеры какого‑то конкретного оборудования. Однако очень немногие компании способны проводить глубинный анализ и оказывать весь спектр возможных услуг, самостоятельно финансируя при этом все мероприятия – от экономии энергопотребления на этапе генерации независимо от типа энергоносителя до создания оптимальной системы энергопотребления в любых средах (производственные цеха, офисы, стоянки). «ЭДФ Фениче Рус» предлагает именно такие комплексные решения, не зависящие от отрасли промышленности и адаптированные под конкретного промышленного заказчика.



Реализация энергосервисного контракта на промышленном предприятии. Практический опыт

«Сложно говорить о наиболее распространенных направлениях энергосервиса, которые чаще всего реализуются на промышленных предприятиях. Если провести энергоаудит на десяти металлургических заводах, то мы увидим десять разных ситуаций, каждую со своей проблематикой. Соответственно, решения, которые предлагает ЭСКО, разрабатываются для каждого предприятия в соответствии с его уникальными потребностями и запросами», – говорит коммерческий директор «ЭДФ Фениче Рус» Дмитрий Григорьев.

Расходы на электроэнергию – одна из основных статей затрат любого промышленного предприятия. Ее оптимизация позволяет достичь основную задачу – существенное снижение общих издержек и повышение конкурентоспособности продукции. ЭСКО берет на себя задачу по снижению всех энергозатрат заказчика, среди которых:

• затраты на производство и распределение энергоносителей: компрессорные станции, системы водоочистки, бойлеры, охлаждающие установки, внутренние распределительные сети;

• затраты, связанные с рабочими помещениями: освещение, кондиционирование воздуха, отопление, теплоизоляция;

• экономико-управленческие аспекты: стоимость сырья, контроль эффективности эксплуатации, модель бережливого поведения.

Лучший пример реализации этого комплексного подхода – завод ОАО «АВТОВАЗ», в рамках договоров с которым «ЭДФ Фениче Рус» уже провела модернизацию большинства цехов по производству сжатого воздуха, внутренней системы отопления, системы компенсации реактивной мощности и оптимизацию системы освещения в производственных цехах. По каждому из этих направлений подбирались индивидуальные технические решения с учетом потребностей заказчика. Аудит основных систем энергоснабжения проводился в течение 2009 года. Именно по его результатам удалось определить и проиллюстрировать потенциал энергоэффективности завода в Тольятти.

В 2009 году энергосервисный контракт был для ОАО «АВТОВАЗ» абсолютным новшеством, и в начале к нему относились с осторожностью.

Аналогичная ситуация наблюдается на большинстве промышленных предприятий по сей день. Дмитрий Григорьев замечает: «Мы зачастую сталкиваемся с тем, что рассказываем, как будет достигнута экономия, и при этом понимаем, что на предприятии надо провести серьезную работу, а там один главный энергетик и один главный инженер и под энергосервисный договор ему не дадут помощника или заместителя, с него не снимут его основную работу. От достигнутой экономии, в конце концов, владелец получит определенную экономию и выгоду, но это далекая перспектива. И потому на уровне топ-менеджмента, хозяев предприятий, нужна такая модель управления процессом, чтобы у исполнителей был интерес».

Руководство ОАО «АВТОВАЗ» уже в далеком 2009 году отличалось передовыми взглядами на развитие производства и понимало важность энергоэффективности и энерго­сбережения, поэтому схема сотрудничества была признана выгодной и первый контракт был согласован. Сейчас на этапе эксплуатации находятся четыре крупномасштабных проекта, ведутся переговоры по новым направлениям.

На торжественном открытии модернизированной компрессорной станции в апреле 2014 года Олег Лобанов, исполнявший обязанности президента ОАО «АВТОВАЗ», заявил: «Сотрудничество с «ЭДФ Фениче Рус» началось в один из самых тяжелых для нас периодов – в 2009 году. То, что мы пошли в такое сложное время на весьма сложный проект, говорило о большой решимости и уверенности в общем успехе. Результат – это повышение собственной энергоэффективности АВТОВАЗа, а вместе с тем качества и надежности в производстве, в которых далеко не последнюю роль играет качественное энергоснабжение».

Помимо ОАО «АВТОВАЗ», в настоящий момент «ЭДФ Фениче Рус» реализует проекты по энергоэффективности для таких крупных компаний, как ООО «ПК «НЭВЗ» (модернизация системы производства сжатого воздуха), группа компаний, Danone (система очистки сточных вод), Schneider Electric (мониторинг энергопотребления).



Перспективы развития рынка энергоэффективности в России

Государственная программа энергосбережения и повышения энергоэффективности предполагает снижение энергоемкости ВВП на 40 процентов до 2020 года. По оценкам специалистов «ЭДФ Фениче Рус», в промышленном секторе такая экономия вполне реальна.

Российский рынок огромен, и все производители – автомобильная, пищевая, сталелитейная, бумажная, стекольная промышленность, машиностроение – испытывают острую необходимость в повышении эффективности. Технически возможно сэкономить от 15 до 45 процентов всей первичной энергии, потребляемой российской промышленностью. Каждый энергоаудит на российском промышленном предприятии выявляет примерно в десять раз больше потенциальных проектов, чем на аналогичном предприятии в Евросоюзе.

Введение налоговых стимулов по определению не может не способствовать развитию отрасли энергосервиса. Но институциональная сфера должна быть стабильной и предсказуемой, чтобы не провоцировать ошибок в расчетах промышленных предприятий.

Наконец, важная задача ЭСКО – установление партнерских отношений с производителями и поставщиками оборудования с целью стандартизации продукции, снижения цен и, в конечном счете, революционного повышения конкурентоспособности российской экономики.

Источник: газета "Энергетика и промышленность России", №7

 

Иван СМОЛЬЯНИНОВ
0 байт

Скачать статью в формате PDF

 

Наши заказчики